пятница, 25 июня 2010 г.

Личность с профессиональной деформацией

Когда я поймала себя на том, что отвечая на звонок по личному мобильному телефону, говорю: "АйЭфКей Отель Менеджмент. Анна. Добрый день!", я поняла, что это случилось и со мной. ПДЛ. Профессиональная деформация личности...

Утешением в этой ситуации может служить факт, что ПДЛ наблюдается у большинства специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. Если мы изо дня в день повторяем определенные действия, практикуем определенный стиль поведения, общения, то в какой-то момент мы начинаем делать то же самое в своей повседневной жизни.
В июньском выпуске журнала Office Magazine приводятся такие примеры:
  • Корректор в любом увиденном тексте машинально ищет ошибки.
  • Редактор не может читать книгу или статью, чтобы не задуматься о том, как лучше ее написать.
  • Фотограф все увиденное вокруг воспринимает как возможные кадры и машинально вычисляет выдержку, диафрагму, ищет взглядом хорошие ракурсы.
  • Музыкант, слушая музыкальное произведение, слышит только партию своего инструмента.
  • Врач гораздо спокойнее окружающих реагирует на травмы, болезни, смерть, выглядит эмоционально безчувственным.
  • Адвокат может заговорить любого. Сдержан, аккуратен в словах и определениях, циничен, может доказать, что угодно.
  • Турагент, слушая рассказ других о путешествии, непременно задает вопросы: "А кто перевозчик?", "Платили ли за трансфер?" и т.д.
  • Парикмахер и визажист смотрят на окружающих как на людей, нуждающихся в улучшении внешности, и вслух, и про себя проговаривают, что необходимо изменить.
  • Бухгалтер профессионально ведет домашний бюджет, собирает чеки, подводит баланс.
Есть также примеры из собственной практики. Был недолгий период в моей жизни, когда я работала с малышами 1,5-4 лет. Период, конечно, был недолгим, однако интенсивным, и уже скоро я стала замечать, что со взрослыми и самостоятельными домочадцами общаюсь не иначе, как с детьми (это я думаю, что как с детьми, а со стороны это выглядит как будто я говорю с дураками). Не кастрюля, а кастрюлька, не полотенце, а полотенечко... А еще проговаривала каждое свое действие (это такая методика обучения детишек) и повторяла все по два раза. Не "садитесь кушать", а "садитесь, садитесь кушать. Вот так - за стол, за стол. Молодцы"... Порывалась всех поощрить и ободрить. Класс, да?

О том, как деформируются гостиничные работники, тоже можно говорить часами. В отличие от многих других сфер, гостичный оргинизм никогда не останавливается, все процессы продолжаются и днем, и ночью. Поэтому "попасть в оборот" любому сотруднику гостиничного бизнеса не составляет никакого труда. Среди экспертных советов, как избежать профессиональной деформации личности и не потерять способность видеть цельную картину мира, следующие:
  • Сознательно отключаться от своей рабочей деятельности и пробовать что-то принципиально другое.
  • Научиться оставлять работу за порогом дома, сознательным усилием переключать поток своих "деловых" мыслей на домашние дела.
  • Отмечать, в каких нерабочих ситуациях включается "внутренний профессионал", как на это реагируют люди.
  • Если ощущаются негативные последствия ПДЛ (профессиональное выгорание, утрата интереса к работе, чрезмерная эмоциональность, агрессивность, авторитарность, тревожность и т.п.), задуматься о том, нужна ли вообще работа, которая так сильно портит жизнь.
  • Проанализировать профессиональные навыки, которые продолжают использоваться в быту. Может они не всегда усложняют жизнь, а наоборот - упрощают ее?
 Если есть необходимость, воспользуйтесь этими советами. Особенно - последним. Если уж я начала приводить себя как пример, то должна сказать, что работа в сфере гостеприимства сделала меня более дружелюбной, внимательной (по отношению к людям, а не в плане ошибок в текстах, правда), научила чаще произносить слова "спасибо" и "пожалуйста" и чаще ставить себя на место другого человека, почти всегда оставлять чаевые и улыбаться. А такие "побочные эффекты" как заглядывание под гостининые кровати с проверкой на наличие пыли во время отпуска или шпионское фотографирование папок гостя в отелях - это же все мелочи, правда? :)

И вообще, смотреть на жизнь сквозь призму профессии не правильно. Попробуйте лучше сделать наоборот! (с)

2 коммент.:

Дарья комментирует...

Анна, к Вашему материалу я бы еще добавила, что профессиональная деформация личности случается не только с гостиничными работниками, но и с сотрудниками туристических компаний. Работа в турфирме сформировала во мне привычку быть всегда готовой и ко всему (например, к срочным заявкам, приходящим вечером или даже ночью). Даже находясь дома отключиться от рабочей деятельности не получается. Первым делом прийдя домой так и тянет проверить рабочий e-mail (не пришло ли мне письмо от иностранных партнеров?), по ночам мне снятся полётные данные или ваучеры. Но я не считаю это негативными последствиями ПДЛ и ни в коем случае не собираюсь менять работу, ведь она приносит мне удовольствие. А это - самое главное.

Anna Saburova комментирует...

Да, Дарья, согласна с Вами. Так случается, что деформации бывают не только отрицательными. И это прекрасно!
Но всё равно - переключаться стОит. Надо отдыхать и от любимой работы, чтобы избежать "перегрева".

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails